пятница, 16 августа 2019 г.


Похвальное слово механизаторам

Вряд ли кто-то вспомнит, когда на полях колхоза имени Калинина появился первый трактор. Надо полагать, что это историческое событие произошло в 20-30-х годах. Сразу после гражданской войны в стране было налажено производство тракторов. Самый первый отечественный колесный  трактор «Фордзон-путиловец» был выпущен в 1923 году на Кировском заводе в Ленинграде. Оно стало самым значимым, наряду с победой в стране социалистической революции, важнейшим событием в жизни хуторян. Быков и лошадей заменили мощные тракторы, поднявшие производительность труда и сделавшие их жизнь более зажиточной. Первые трактористы были самыми уважаемыми людьми в хуторе Первая Речка Кочеты.


В.И.Ленин ставил задачу кооперировать раздробленное сельское хозяйство и дать крестьянам России 100 тысяч тракторов. Он прекрасно понимал, что это изменит страну, превратит ее из бедной в богатую и улучшит жизнь крестьян. Тракторов поначалу было мало и чтобы лучше их использовать, в стране были созданы машинно-тракторные станции. Это были государственные предприятия, обеспечивавшее техническую и организационную помощь сельскохозяйственной техникой колхозам и совхозам. Они сыграли значительную роль в организации колхозов и создании их материально-технической базы. В нашем районе МТС действовала в станице Динской.  МТС осуществляли обслуживание и ремонт тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники и давали её в аренду колхозам.
Мой отец Михаил Владимирович Бойко после возвращения с войны несколько лет работал в МТС трактористом. Только в 1958 году станция была  упразднена, а техника продана колхозам и совхозам, в том числе колхозу имени Калинина. Отец рассказывал, что когда в колхозе стало уже много тракторов и появились даже мощные К-700, хозяйство не успевало пахать свою землю вовремя. Тогда как МТС за счет более высокого уровня организации труда в свое время успевала делать это меньшим число тракторов за счет более интенсивного их использования.
В начале 70-х годов прошлого века мне пришлось одно лето отработать в колхозе на практике на стареньком тракторе ДТ-75М. Вместе с опытным механизатором первой бригады Петром Ивановичем Кравцовым мы работали в две смены. Другое лето мне пришлось работать в качестве механика второй бригады. Парк тракторов в хозяйстве тогда был неплохой, в колхозе действовали мастерская по ремонту тракторов и гараж. Главным инженером хозяйства был опытный и знающий Алексей Прохорович Драгваль. В 1971 году мне довелось под его руководством огородить металлической сеткой машинный двор второй бригады. Тракторы стояли на линейке, вся техника хранилась на машинных дворах. Техника в напряженные периоды сельскохозяйственных работ использовалась в две смены. Все механизаторы, за исключением молодежи, были опытными, знающими и умелыми специалистами своего дела.
Хотел бы отметить, что все они были  солидными и порядочными людьми. Одну уборку пшеницы и ячменя в первой бригаде мне довелось отработать помощником комбайнера у Алексея Павловича Плаксы. В мои обязанности входила заправка комбайна СК-4 топливом, маслом, водой и смазка узлов комбайна. Что же касается самой уборки и обмолота, то за штурвалом в то лето сидел в основном Алексей Павлович. Наш экипаж  ходил в середняках, а безусловным лидером среди комбайнеров бригады и колхоза был Владимир Акимович Писчимов, сын бабы Паши Бойко. Но в один день наш комбайн проявил характер, и мы намолотили больше всех в колхозе. За это был положен флаг и денежная премия. Алексей Павлович утром завез маме половину этой скромной суммы, на которую я в душе и не претендовал, зная большой личный вклад своего «шефа».
Надо отметить, что в золотой век сельского хозяйства(1967-1990) партийные органы считали механизаторов «главной фигурой на селе». И вся работа в отношении их строилась надлежащим образом. Они получали премии,  ездили в Москву на ВДНХ, им и животноводам в первую очередь выделялись легковые автомобили и сложная бытовая техника. Именно в эти спокойные годы в одном из кубанских колхозов  родился увидел запомнившийся мне лозунг: «Живи, Отечество спокойно, пока крестьянин в поле есть». В полной мере он относится и к старшему  поколению механизаторов нашего села.
Они были первопроходцами внесшего большие перемены 20 века, своеобразными новаторами  своего трудного времени. Создание колхозов, рост производительности труда привели к росту доходов обобществленного производства и их семей. Именно в колхозный век жизнь нашего села изменилась самым радикальным образом. Появились современные дома, электричество, дороги, Дом культуры, школа, водопровод, газ. В социальной иерархии механизаторы были не самыми оплачиваемыми людьми, но их уровень жизни позволял дать своим детям высшее образование. Они действительно были самыми уважаемыми людьми на селе.
К сожалению мне не удалось найти фамилии первого председателя хуторского ревкома и первого механизатора, проложившего первую полосу вспаханной земли на полях прилегающих к речке Кочеты. Однако известно, что 1924-1925 годы в Кубанский округ было завезено и распределено свыше 240 тракторов. Они выделялись на условиях тракторных займов и через продажу на льготных условиях стальных коней, закупленных или изготовленных государством на свои средства. Наряду с другими прогрессивными преобразованиями в стране это вызвало в двадцатых годах прошлого века повсеместно наблюдаемый подъем в развитии местных крестьянских хозяйств. В память об этом времени в станице Пластуновской Динского района установлен памятник колесному трактору.
Благодаря моему учителю рисования Михаилу Прокофьевичу Снесареву, написавшему в 2012 году книгу «Село Первореченское: события и люди», могу привести фамилии механизаторов нашего села, великих тружеников того славного времени. В первой бригаде работали механизаторы, участники Великой Отечественной войны Алексей Михайлович Сухотерин, Иван Степанович Борбулат, Федор Германович Канцур, Иван Евстафьевич Жупаник, Василий Иванович Кушнарь, Илья Нестерович Сосна, Василий Фомич Бугаев, Дмиртий Кузьмич Назаренко, Иван Григорьевич Коломбет, Павел Ерастович Турчин, Иван Дмитриевич Санин, Иван Ильич Павленко и Иван  Михайлович Юрко.
В числе механизаторов старшего поколения Александр Нестерович Сосна, его брат Нестер Нестерович, Георгий Иванович Макаров, Владимир Назаров, знаменитый комбайнер Владимир Акимович Писчимов, Иван Германович Канцур, Михаил Сергеевич Леонов, Николай Иванович Малюга, Николай Степанович Рокотянский, Петр Иванович Овчаренко, Владимир Дмитриевич Клименко, Василий Афанасьевич Гришко,Алексей Васильевич Борисенко, Петр Иванович Разенков и мой дядя по матери Сердюк Леонид Михайлович.
Позже их сменили механизаторы последнего поколения механизаторов. В их числе мой брат Георгий Михайлович Бойко, Александр Иванович Колесниченко, Александр Иванович Копьев, братья Петр, Сергей и Александр Нестеровичи Сосна, огромный Александр Иванович Яковенко, Александр Степанович Плешань и Владимир Иванович Борбулат.
В районной газете «Трибуна» 16 октября 1999 года сообщалось, что в сжатые сроки завершена уборка сахарной свеклы в ЗАО «Победа» в селе Первореченском на всех 208 гектарах.
-Это стало возможным благодаря хорошей подготовке сельскохозяйственной техники к страде и добросовестному и производительному труду механизаторов, сказал корреспонденту В.Деришеву агроном бригады растениеводства Анатолий Владимирович Клейносов. -На полную мощь использовали в работе свеклоуборочные комплексы МКК-6 Георгий Михайлович Бойко и Владимир Иванович Барбулат. Оперативно обеспечивали фронт работы для комплексов Леонид Павлович Гнидин и Семен Викторович Зюзинцев, работавшие на ботвоуборочных машинах БМ-6, отметил он.
Технолог бригады также тепло отозвался об А.И.Колесничеко и А.С.Плешане, обеспечивавших отвоз выкопанных корнеплодов от комбайнов. 
Так случилось, что во вторую бригаду колхоза я попал на практику на четвертом курсе в качестве механика. После нескольких проверок моих знаний и умения опытными механизаторами у нас сложились нормальные рабочие отношения. Парень с утиным носом Валентин Голосов как то попросил меня заварить  технологические вырезы на пыльниках передних колес его МТЗ-5. Дал ему надлежащий ответ на его провокацию. Для опытнейшего Аброщенко мне удалось выпросить две последние в колхозном складе новые шины на передние колеса его МТЗ-50. От души старался помогать и остальным, они быстро это поняли и оценили. Там работали Павел Иванович Гнидин, Борис Максимович Деряга, Степан Дмитриевич Рыбалко, Василий Афанасьевич Бегун, Иван Павлович Мекле, Алексей Кириллович Павлов, Василий Дмитриев, Иван Яковлевич Михайлов, его брат Виктор Яковлевич, Николай Быков, Николай Задисенец,  Павел Семенович Прилепа и Иван Дмуха. Позже их сменили Леонид Павлович Гнидин, Семен Владимирович Зюзинцев, Владимир Николаевич Крюков, молодым женатым парнем в годы моей практики был Николай Кузнецов.
По данным Михаила Прокофьевича Снесарева по этой бригаде  участниками Великой Отечественной войны были трактористы Алексей Васильевич Котов, Алексей Дмитриевич Аброщенко, Григорий Яковлевич Шкрогалев, Илья Григорьевич Попов, Гавриил Яковлевич Ткаченко, Алексей Ермолаевич Севостьянов, Павел Ермолаевич Севостьянов, Иван Григорьевич Гнидин, Михаил Захарович Чушкин, Павел Ерастович Турчин и Иван Дмуха.
Важную роль в становлении колхоза имени Калинина сыграли женщины механизаторы. В 30-е годы, когда шла коллективизация, моему дедушке Бойко Владимиру Максимовичу пришлось уехать в Краснодар. А в его доме по нынешней улице советской поселили трактористку, фамилию которой наша семья не сохранила в памяти. В трудные послевоенные годы женщины нашего хутора закончили курсы трактористов и  сели за рычаги стальных коней. В их числе были Ирина Андреевна Колесникова, Бойко (Павленко) Раиса Григорьевна, Деряга Раиса Яковлевна, Деряга Нина Яковлевна, Жулик Анна Прокофьевна, Каверина Анна, Мошкина Вера Григорьевна, Слюденко Любовь Демидовна, Фисенко Раиса Никитична, Цыганская Ольга Савельевна, Вощенко Полина, Солод Мария, Снесарева Варвара Михайловна. Они работали в годы войны и до 1949 года.
В 70-е годы прошлого века в условиях дефицита механизаторов страна опять вернулась к подготовке кадров механизаторов из числа женщин. Мое отношение к этой идее такое. Женщина в этом мире призвана быть хозяйкой домашнего очага и заботиться о воспитании детей. И это очень сложная и непростая задача в нашем безумном мире, стремящемся к удовольствиям. Тем не менее в свое время мне пришлось проводить линию партии и вести курсы трактористок в совхозе «Заря» Шовгеновского района Адыгеи. Такая же работа велась и в колхозе с значимым именем «Победа». Здесь тракторы  водили по колхозным полям механизаторы Ирина Андреевна Колесникова, Анна Волкова, Галина Алексеевна Коломбет, Фаина Галимзяновна Зинатуллина, Любовь Задисенец и наша соседка Вера Николаевна Киричек. Она заслуживает самых добрых слов. Ее муж Владимир Петрович Киричек день и ночь годами пропадал в поле. Она тоже работала не покладая рук  в поле и дома. Вместе они вырастили двух замечательных сыновей Петра и Валерия.
Сегодня эстафету от первореченских женщин-механизаторов трех поколений переняла Виктория Супруненко, которая сама водит свой зерновой комбайн и автомобиль, управляет фермерским хозяйством. Она на отлично защитила диплом в академии народного хозяйства при Правительстве России в рамках губернаторской программы «Молодые кадры экономики Кубани». Уверен, что эту молодую женщину ждут успех и признание. Не смотря на то, что наша страна, потерявшая «времен связующую нить», идет по пути возрождения побежденного век назад большевиками капитализма.
Успешной работе механизатров колхоза способствовала целая группа инженеров и механиков. В их числе Иван Максимович Яковенко, Алексей Прохорович Драгваль, Иван Владимирович Бойко, Анатолий Геннадьевич Разумов, Василий Павлович Пустоветов, механики Савелий Федорович Диденко, Александр Николаевич Ляхов, Василий Иванович Комедин и Виктор Васильевич Бортников. Им помогали в работе электрогазосварщики Николай Дмитриевич Кунин, Николай Никитович Скляренко, Александр Иванович Дмуха, кузнецы Иван Никитович Мазухин, Николай Захарович Трощий, Литовченко Лука Никитович, Кузнецов Владимир и Павел Данилец.

Из очерка Сергея Михайловича Бойко


Комментариев нет:

Отправить комментарий