Единственный в Краснодарском
крае человек, который удостоен медалями
и диплома Лауреата Ленинской премии СССР и причастен к освоению космического
пространства Иван Иванович Яценко.
Иван
Иванович Яценко родился 23 февраля 1926 года в селе Первореченском, а умер 22
февраля 1999 года.
Отец Иван Прокофьевич Яценко умер в голодный
1933 год.
Мать Евдокия Митрофановна неизвестно как
выжила и спасла детей, пройдя через голод, войну, разруху. В трудное время
семья жила в монастыре недалеко от станицы Пластуновской. Зимой 1943 года
Иван сбежал из дома на призывной пункт, который находился в станице
Динской. В Краснодаре юный доброволец почти сразу же попал под обстрел фашистских «Юнкерсов» и чудом уцелел. Сержант Иван
Яценко, пройдя основательную подготовку, поехал штурмовать главную крепость
Восточной Пруссии Кениксберг, дрался за «польский коридор», ходил в рукопашный
бой под стенами Бреслау, у самого Одера его полк получил задание двигаться на
Берлин. Девятнадцатилетним парнишкой он в сорока километрах от Берлина стал
комендантом немецкого городка.
После
войны Иван Иванович закончил с отличием Брюховецкий техникум, стал директором
Сторожевской гидроэлектростанции мощностью 1200 киловатт, самой большой в
сельском хозяйстве. Идея электрификации
после войны бала очень важной. Закончив Новочеркасский политехнический
институт, Иван Иванович разработал проекты «Развитие Краснодарской ТЭЦ до 2400
квт», «Статистическая и динамическая устойчивость энергосистемы». Его работы
получили признание. По приглашению Академии наук выступал с лекцией на
Всесоюзной энергетической конференции в Тбилиси. Студенческая работа Яценко
была названа готовой кандидатской диссертацией, имеющей большое практическое
значение.
Под
его непосредственным руководством строились высоковольтные линии
электропередач Краснодар – Ростов,
попутно электрифицировали ближайшие к трассе населенные пункты. При его участии электрифицировали железную
дорогу Белореченск – Туапсе – Сочи. В 1964 году Иван Иванович Яценко получил
орден и звание «Заслуженный строитель Российской Федерации».
В
Совете Министров СССР перед И.И. Яценко поставили конкретную задачу – построить
три завода электронно – вычислительной техники и приборов. Требовалось создать
центр подготовки электронщиков, программистов, системотехников, радистов. Все
это было определено закрытым постановлением ЦК КПСС и Советского правительства,
соответственно составляло государственную тайну. Одновременно со строительством
заводов шла разработка новых систем управления и их испытания. Испытания
проводились в движущем секретном поезде. Руководил генерал – лейтенант
Комогоров, заместитель министра обороны.
Непосредственно с Иваном Яценко они обрабатывали новую глобальную
систему управления и связи войск.
И.И. Яценко внес огромный вклад в систему противоракетной обороны и систему
наведения стратегических ракет дальнего и среднего радиуса действия. Им разработана системы связи и управления для
первого советского авианосца, для подводных крейсеров, для корабля –
лаборатории «Академик Королев».
Система
спутниковой, космической связи, луноход, беспилотные корабли «Союз», космический корабль многоразового
использования «Буран» - все это снабжалось автоматикой, разработанной
краснодарскими специалистами при непосредственном участии Ивана Яценко.
25
лет Иван Иванович был начальником монтажно – технологического управления «Икар»
и директором особого конструкторского бюро.
Имел
звания «Заслуженный строитель РСФСР»,
«Почетный работник промышленности средств связи». Награжден орденами Трудового
Красного Знамени, Октябрьской революции, Отечественной войны, юбилейными
медалями. 4 сентября 1987 года Иван Иванович Яценко стал единственным в
Краснодарском крае лауреатом Ленинской премии. Секретным лауреатом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий